Главная
->
Рыбалка
->
Статьи
->
Смесь. Выпуск 41: о недорогих катушках
Смесь. Выпуск 41: о недорогих катушках
В последнее время на нашем форуме довольно активно обсуждались вопросы, связанные с безынерционными катушками производителей так называемого второго эшелона, к которому на сегодняшний день относятся практически все производители, кроме «Дайвы» и «Симано». В частности, речь шла о катушках китайской компании «Окума».
Участники таких обсуждений рано или поздно сталкиваются с одной и той же проблемой. У безынерционных моделей второго эшелона есть нечто трудноуловимое, что отличает их от «настоящих» катушек. И это нечто присутствует даже в самых интересных и не самых дешевых сериях.
Шесть лет назад мы с Петром Михайловичем Моталовым решили рассмотреть частный случай этой проблемы, сравнив две дешевые модели: «фирменную» начального уровня («Shimano Hyperloop») и китайскую, выпущенную для европейского торгового дома (польская марка «Robinson»). Получилась статья «Осторожно: дешевая катушка!» («Рыболовный журнал 5/2007»). В том сравнении скромный «Хайперлуп», стоящий на самой нижней ступеньке иерархической лестницы «Симано», действительно, выгодно отличался от «Робинзона»; последний однозначно представлял собой вчерашний день катушкостроения, а в первом были воплощены многие новые симановские решения.
Разумеется, во втором эшелоне можно было найти кое-что интересное уже тогда, а сегодня можно и подавно. Рыболовы стали поговаривать, что «вечно вторые» вот-вот догонят и перегонят первых. Однако же, до сих пор «китайцам» и даже «корейцам» чего-то недостает такого, что присутствует даже в не особенно удачных дайвовских и симановских моделях. Если бы речь шла о людях или животных, мы бы сказали, что сказывается порода (или ее отсутствие). Так, настоящие аристократы раньше разительно выделялись на общем фоне, даже когда опускались на самый низ. Но такое не может продолжаться вечно. Опустившаяся на дно и не поднявшаяся ветвь или целое сословие довольно быстро вырождается. С катушками же, у которых жизнь одного поколения исчисляется несколькими годами, все происходит гораздо быстрее.
На форумах можно найти множество просьб посоветовать недорогую, но приличную и надежную спиннинговую катушку. Речь идет о рабочей лошадке в умеренном ценовом диапазоне - минимум миниморум для полноценной рыбалки. А посоветовать-то особенно и нечего, кроме «Риоби» и их клонов, которые неплохи, но тяжеловаты и грубоваты (да и качество «гуляет»).
Ryobi Excia
К сожалению, у «Дайвы» и «Симано» серьезные катушки начинаются выше того ценового диапазона, о котором идет речь. И тенденция здесь не обнадеживающая: последнее поколение катушек типа «Наски» и «Экселер» («Реврос»), опустилось ниже той планки, которая обозначает границу между «приличными» и «неприличными» моделями. Почему японцы не наладят выпуск такой «рабочей лошадки» на радость спиннингистам? Во-первых, потому что дешевые модели, которые «ниже планки», и без того хорошо раскупаются. Во-вторых, потому что хорошая недорогая катушка убила бы продажи более дорогих серий. На иерархической лестнице катушек конструкция каждой модели тщательно продумана не с точки зрения запросов рыболовов, а с точки зрения маркетинга - чтобы разные серии не мешали продаваться друг другу. Можно подумать, что конструкторы заняты не тем, как улучшить существующие модели, а как ухудшить их, чтобы выстроить лесенку от флагмана вниз: сначала чуть похуже (уровень «твин-пауэров»), потом заметно хуже («биомастеры»), потом намного хуже (разные там «наски»).
Тогда возникают другие вопросы. Ну, не хотят гранды снизойти до нас с нашими нуждами. А нельзя ли нам на базе какого-нибудь китайского или корейского завода создать хорошую «независимую» катушку, недорогую, но отвечающую основным требованиям опытных спиннингистов, и запустить ее в производство? Теоретически - можно. Почему же тогда этого никто не делает? Да потому, что и без того катушки продаются. Игра не стоит свеч. Затраты на разработку, запуск в серию и продвижение чего-то особенного не окупятся в обстановке, когда народ вовсю покупает катушки откровенно неважные и не особенно стремится к идеалу, чаще всего даже не задумывается, что с покупаемыми «шедеврами» что-то не так. Это только в интернете может показаться, что ценителей «правильных» снастей много. На самом же деле спрос на такие снасти мизерный. И если удилища еще можно выпускать в расчете на «ценителей» (в производстве удилищ тиражи возможны весьма скромные), то катушка - изделие по определению многотиражное, для которого счет начинается с десятков тысяч. Нерентабельно выходит. Альтруистическим же проектам нынешние трудные времена никак не способствуют. Да и наплевать всем на массы. Руководство компаний мыслит исключительно финансовыми категориями, оно и не знает, зачем нужны все эти «смешные катушечки». Энтузиасты, если захотят что-то выпустить «правильное», то создадут продукт хай-энд с астрономическим ценником. Состоятельные знатоки-покупатели - раскошелятся, они фанатики, им денег не жалко. Мало денег? Так ты неудачник, вот и сиди в дерьме, довольствуйся объедками. Кто же специально для тебя будет что-то готовить! Вот если бы был массовый спрос на добротные, но недорогие вещи, а дерьмо вдруг перестали бы покупать...
Получается, что во всем виновата низкая культура рыболовных масс? Можно сказать и так. С другой стороны, эта культура не падает с неба, ее надо воспитывать. А в условиях, когда все ориентировано исключительно на прибыль, не до воспитания. Полвека тому назад еще можно было зарабатывать деньги, конструируя катушки с нуля, с учетом объективных потребностей рыболова. Вспомним «митчеллы» - было легендарное трехсотое семейство, и были катушки для начинающих. Или первые «кардиналы»: вот вам «Кардинал», а вот там пара катушенций АБУ устаревших конструкций, для детей. И все. Ну а теперь такой номер не проходит. Сегодня на первом месте маркетинг - и броский дизайн. Кстати, это признак слабости и производителей, и потребителей. Слабый человек-потребитель покупает что-нибудь «эдакое», чтобы самоутвердиться, в то время как сильному самоутверждаться не нужно. Слабый производитель (финансово ли слабый, идейно ли, или все вместе) не может выдать ничего приличного и маскирует свою слабость «штучками». Собственно говоря, так во всем. Слабый художник начинает малевать квадраты и кубы, потому что ничего другого не умеет делать или ленится. Слабый писатель накатывает эпатажные опусы, потому что на добротные вещи не тянет. И так далее.