Главная -> Рыбалка -> Статьи -> Смесь. Выпуск 43: новогодний

Смесь. Выпуск 43: новогодний

Смесь. Выпуск 43: новогодний Прежде всего, поздравляю всех читателей с наступающими праздниками. Здоровья, счастья и почаще выбираться на рыбалку. Затем, попробуем оглянуться на уходящий 2013-й. Без крайностей наподобие «ой, как все клёво, ура-ура, да здравствует такой-то...» и «полная ж...». Не будем суетиться, вливаясь в толпы сумасшедших, рыскающих по магазинам в поисках новогодних подарков и жратвы. Посидим в тишине, подумаем, поразмыслим, сделаем выводы. На основании этих выводов постараемся в 2014 году по мере необходимости вносить коррективы в наши действия. *** Ну, а пока всякая всячина, связанная с рыбалкой. Вот, например, есть такой Ричард Сандерсон (Richard Sanderson). Сначала он торговал американскими игрушками, затем инструментами «Black and Decker», потом встал у руля «Hardy». Подготовив «Харди» к продаже, ушел оттуда, а вскоре стал руководить «Shimano Normark UK». Сейчас собрался уходить и из SNUK. Так вот, недавно этот самый Сандерсон дал AI интервью, где, как человек прямой и резкий, назвал своими именами вещи, о которых обычно говорят иносказательно или вообще благоразумно умалчивают: «Работая в «Black and Decker», я мог опираться на исследования качественной и количественной структуры спроса. Для многих отраслей такое положение вещей является нормой. А вот в рыбалке тут огромный пробел. ... Это один из моментов, которые больше всего расстраивают меня в рыболовной торговле. Компании, не умеющие выделить целевые группы потребителей и понять их потребности, находятся в невыгодном положении. Большинство решений по разработке продукции принимается рыболовами, что нередко приводит к серьезным ошибкам, поскольку рыболовы производят то, что им хочется, а не то, что значимо для массового потребителя». «Прошли те времена, когда рыболовы открывали свое собственное производство. Мы больше не увидим новых Клиффов Фоксов и Питеров Дреннанов». В нескольких словах этот подход можно сформулировать как абсолютный приоритет прибыли с полной ориентацией на массовый спрос. Тут, действительно, наличие опытных рыболовов в компании не требуется, ибо при такой политике все равно, чем торговать - игрушками, электродрелями, гигиеническими прокладками или рыболовными снастями. Изучил рынок - и вперед. Что тут плохого? А то, что подстраиваясь под уровень масс, мы сами опускаемся до их уровня, а массы опускаются еще ниже. Напротив, если предлагать массам что-то повыше, то они худо-бедно начинают подтягиваться вверх. Отговорка «мы изучаем спрос и даем массам то, что они сами хотят» не убедительна. Во-первых, массы чаще всего жаждут вовсе не того, что им нужно и полезно (вспомним самые популярные товары - живой, порнографию, наркотики, алкоголь, табак...). Во-вторых, массовый спрос отнюдь не стихиен, а умело формируется и управляется «по всей науке». Конечно, без прибыли нельзя. Конечно, нерадостная экономическая ситуация очень сильно ограничивает возможности предпринимателей. Без роста сегодня компаниям существовать очень трудно, рост невозможен без расширения ассортимента, а расширение ассортимента обычно происходит за счет стандартного безликого ширпотреба. И вообще, расти ты, не расти, скорее всего тебя в лучшем случае сожрет кто-нибудь из гигантов («Джарден», «Рапала» и т.д.), а в худшем - прогоришь. Однако же, кто ищет, тот всегда что-нибудь найдет, какую-нибудь нишу, лазейку. И маленькие специализированные компании в ближайшем будущем еще смогут удержаться на рынке. Сандерсон мыслит другими категориями, другого масштаба, его волнуют только большие деньги. В этом смысле как раз у руля «Харди» он оказался не на месте. Расширение ассортимента и перенос производства в Китай - неподходящий путь для компании, в продукции которой главную роль играет нематериальная составляющая. Рисуя логотип «Харди» на неплохих, но не выдающихся и, главное, бездушных китайских удилищах и пытаясь продавать их втридорога, далеко не уедешь. Не успел я написать эти строки, как увидел очередную новость: «Зебко» покупает «Фокса». Не случайно, надо полагать, Сандерсон вспомнил марку, основанную Клиффом Фоксом в далекие шестидесятые. Ну, «Фокс» - не «Харди». Качество в основном приличное, но ничего выдающегося, и харизмы как таковой нету. Все равно, жалко. Расстраивает даже не столько факт поглощения мелких фирм крупными, сколько весь процесс, при котором утрачивается разнообразие, все становится безликим и неинтересным. Вроде бы, моделей снастей и принадлежностей много, как никогда, да только все они примерно одинаковые. Внешне, вроде бы, отличаются, а суть-то та же, и одного они разлива. С автомобилями похожая история: моделей - море, да все «никакие», а если копнуть, то под внешней оболочкой («бумажной», кстати, оболочкой - пнул ногой, и конец автомобилю) обнаруживается одна и та же стандартная платформа. Да что там автомобили, с культурой такая же история! Как правило, после «съедения» очередной рыболовной марки на первых порах все будто бы остается по-прежнему. Ну, поменялся владелец, а рыболову-то какое дело? Однако же, через некоторое время изменения становятся очень даже заметными, а потом в один прекрасный день все вдруг понимают, что кроме марки от прежнего ничегошеньки не осталось. Нередко такой же феномен можно наблюдать и при простой смене руководства компании или костяка ее команды. *** Что получится, если взять какую-нибудь девушку-дизайнера, не имеющую понятия о рыбалке, и поручить ей разработку дизайна рыболовного журнала? В лучшем случае - что-нибудь гламурненькое, в худшем - нечто вроде «Мурзилки». Прецеденты известны. Иногда кажется, что именно так все и происходит в крупных компаниях, занимающихся торговлей рыболовными снастями. Разработкой снастей занимаются люди, для которых рыбалка - пустой звук, а тем, кто заказывает разработку, все по барабану. Потом образцы вручаются журналистам и блоггерам, и те быстренько накатывают хвалебные отзывы, не углубляясь в детали, но щедро сдабривая свою писанину и говорильни эмоциями. И это относится не только ко «всяким там», но и - частично - к фирмам первого эшелона. А как же многочисленные эксперты и испытатели? Чаще всего они служат лишь вывеской, лицом фирмы. В некоторых случаях испытания действительно проводятся по-настоящему и по их результатам вносятся изменения в конструкцию, но чаще всего снасти испытываются понарошку. Сам я думаю, что, независимо от наличия опытных консультантов, конструктор тоже должен быть рыболовом или хотя бы очень хорошо понимать рыбалку. Кстати, об эшелонах. Для продукции фирм второго эшелона характерно отсутствие принципиального конструктивного различия между моделями, находящимися на разных ступеньках иерархической лестницы. Иными словами, если взять флагманскую модель и модель для начинающих, то мы увидим в них целый ряд совершенно одинаковых узлов - дешевые стандартные детали. В этом одна из причин низкой себестоимости «флагманов второго эшелона». Навскидку могу назвать обгонную муфту катушек, продающихся под марками «Mitchell», «Pflueger», «Shakespeare». Одна и та же дешевая, ненадежная штуковина. А вот если вспомнить золотой век «Дайвы», то там иерархия была очень жесткая, и почти одинаковые внешне детали кардинально различались материалами и ценой. Какой-нибудь рычажок или даже винтик у дорогой модели был гораздо прочнее, чем «такой же» у дешевой модели, и цена его, соответственно, была значительно выше. Улыбку вызывают запасные шпули многих вроде бы вполне приличных катушек. Такую шпулю, по-хорошему, после извлечения из коробки надо отправить прямиков в мусорное ведро. Она тяжелая, грубо сделанная, она - кошмарная. Если уж экономить на запасной шпуле, то за счет ненужного украшательства, разных там точек и проточек, а не за счет важных для рыболова качеств. Когда-то давно так поступала «Дайва». *** Матчевая катушка «Shakespeare Superteam» - типичный пьюрфишинговский продукт. Вроде бы, выглядит симпатично, черная такая, шпуля мелкая. А познакомишься поближе - тяжеленная, «графит» на шпуле - декорация, запасная шпуля никуда не годится... В-общем, смотрится отлично, особенно издалека, а для дела лучше посмотреть что-нибудь другое. А казалось бы, чего стоило сделать по уму? Никому не нужно. Shakespeare Superteam *** С удовольствием перечитываю в который раз немецкую книгу о рыбалке, изданную в 1966 году. Написано основательно, четко, ясно, ничего лишнего, все разложено по полочкам. Какой контраст с большей частью современной печатной продукции, в которой - развязный стиль, много слов и эмоций, но очень мало дела. Яркие пустышки. Помню, в институте нас заставляли переводить и конспектировать выступления одного политического деятеля. Задача была невыполнимой: в его словоизвержениях не содержалось никакого рационального зерна, поэтому перевод их был невозможен, а конспектировать было просто нечего. Так и тут. Пустозвонство. *** Сплошь и рядом в качестве высшей оценки употребляются в России слова и сочетания «мирового уровня», «европейский»... А что, среднемировой уровень так высок? Нет, конечно, он очень низок. Только кретины могут на него равняться. Да и среднеевропейский - тоже не образец для подражания. *** В мире сейчас, честно говоря, неспокойно. Беспокойство передается и на повседневную жизнь людей, их настроение. А лучшее средство успокоиться - рыбалка. Есть давняя и хорошая традиция встречать 31 декабря на рыбалке. Пропагандирую ее не первый десяток лет. Кто помнит мои editorials в «Российском рыболовном журнале», тот в курсе. Разумеется, не я эту пропаганду начал и не только у нас она ведется. Скажем, в Германии о «сильвестровской щуке» (31-го у них день св.Сильвестра), которую лучше поймать самому, писали давным-давно. Но поддержать хорошее дело надо. Приятно было увидеть в блоге Константина Кузьмина, который однозначно является сейчас №1 среди отечественных пишущих рыболовов, следующую запись: «Плохие дядьки идут 31 декабря в баню. И вливают в себя дурное пойло. А хорошие - идут на рыбалку. И пьют чай. А ты - идешь 31-го на рыбалку?!»  

Статьи